пятница, 16 января 2015 г.

Путешествие в прошлое. Наш домашний СССР.

На улице сильный ветер. Мы на даче. Придумать развлечение для детей, да и для себя, оказалось очень просто. На днях мы изучали советские ёлочные игрушки, но почему бы не пойти дальше? Мой папа трепетно собирает и хранит вещи, которые сегодня можно отнести к ретро, ведь этими предметами родом из СССР уже как-то прекратили пользоваться. Дача у нас, как музей, почти на каждом шагу находится что-то интересненькое. И я решила показать детям некоторые вещи, рассказать что это и зачем оно было нужно.
И вот перед мальчишками уже стоят весы, лежат счеты - будем играть в магазин.

Эта игра привела в восторг ребятишек. Яблоки мы взвешивали, сравнивали, продавали-покупали, считали на счетах. За одно украсились шапкой-ушанкой со звездой - тоже родом из СССР. Еще, кажется, совсем недавно продавцы ловко пользовались таким измерительным прибором с гирьками. Помню даже про обвешивание, когда в гирях делались дырочки для уменьшения их веса.... Сейчас везде электронные весы.
 А вот и счеты. Тут считаем единицы, тут десятки, тут сотни.... Представляю, как бы мучились наши продавцы рассчитывая современные белорусские миллионы). Сегодня мы считаем на калькуляторах, а кассовые аппараты сами суммируют и выставляют счет, даже сдачу они рассчитывают.

Убираем весы и достаем самовар - не менее интересный предмет.
 У нас более поздний вариант этого русского чайника. Наш самовар уже электрический. А раньше-то шишками топили его. Однако и такой самовар уже исчез из нашей повседневной жизни давно. Чайники, электрочайники.... Не забыли мы и про граненые стаканы.

Чайку попили, можно и за работу приниматься - стирки-то много накопилось)
 Забавно, но этой стиральной доской еще прошлым летом на даче я пользовалась. Машины стиральной у нас нет, все больше руками, а тут такое удобное приспособление. А дома, конечно, за нас стирает машинка-автомат. Эволюцию нашей домашней стирки я прекрасно помню. После ручного труда, мама с огромным удовольствием обзавелась Малюткой, с ростом семьи в новую квартиру была куплена Волна. Стирка была большим процессом выходного дня. Белье сортировали, грузили в машину, потом перегружали в центрифугу, развешивали....
Отправляемся на работу. Это мы с мальчиками так решили, что быть рабочему кабинету). Родион изображал большого шефа с дисковым телефоном.
 Как-то незаметно такие телефоны покинули нашу жизнь, они вообще долго задержались во многих домах, уверена, что кое-кто ими еще пользуется. Сначала в наш быт проникли кнопочные телефоны, а потом женщин (они-то известные болтушки) порадовали беспроводными радиотелефонами, про мобильные я и вовсе молчу.
 Артур с удовольствием взял на себя роль секретаря. Печатная машинка у нас знатная, только уже нерабочая. Ели заменить ленту, и слегка поколдовать над одной клавишей, то, думаю, еще вполне сможет выдавать тексты. Наша модель еще не самая старая, наверное, одна из последних механических печатных машинок. Помню, как посещала кружок машинописи и печатала все эти "павыф" и "ролдж", калеча пальцы))) Зато я освоила слепой метод и получила некоторую скорость. Никогда не забуду мой восторг от легкости нажатия компьютерных клавиш!
 Работа в офисе кипела...
Кстати о телефонах. Показать телефон-автомат детям я не могла, но рассказала, что некоторое время назад далеко не у всех в домах были телефоны (сейчас-то все с мобильными ходят, а тогда и в дом поставить телефон было в радость). В 1989 году мы переехали в новый дом, а потом еще долгое время пользовались телефоном-автоматом рядом с домом. И стоил разговор 2 копейки. Такую мелочь носить в кармане не всегда было удобно, таскать с собой кошелек, чтобы просто сбегать позвонить - тоже не лучший вариант. Поэтому люди обзаводились вот такими телефонными трубочками. В них вкладывались монетки.
После работы пришла пора игр. К сожалению, игрушек наших совсем мало сохранилось. Многое мы сломали сами, кое-что уже успели привести в негодность наши дети.... Но несколько достойных внимания игрушек я все-таки достала.
 Кубики-конструктор с буквами. Помню, я очень любила составлять из них слова. Сейчас мне с трудом это удалось - мало уже осталось.
Конструктор. Сейчас подобный конструктор не редкость - лего и аналоги, полесье. У нас дома его очень много. Но этот все равно иной, он не сойдется не с одним современным (пробовали). Дети на даче постоянно играют с ним.
 А еще я достала свою старую игрушечную швейную машинку. Артур с удовольствием принялся за дело).

 А пока он строчил, мы с Родионом взяли куклу. Не знаю откуда она у нас. Старенькая, на резиночках руки-ноги. Родион все укладывал ее спать и пытался закрыть ей глазки.
 И вот Артур "сшил" ей новые колготочки - на вырост).
 А это моя любимая игрушка. Мой мишка. Сколько я себя помню, столько он у меня был. Но мне кажется, что игрушка хоть и из моего детства, но производства не СССР.
Потом мы решили послушать радио. И добыли вот такие приемники.

 У папы их большая коллекция - и маленькие - настольные, переносные, - и большие приемники.
Случайно мы обнаружили вот такой бочонок для домашнего вина. 

И деньги. Деньги, правда не советские уже, но все равно старые. Это наши первые белорусские банкноты. Збур - 100 рублей. Самая первая постсоветская серия - зайчики, белочки, волки, лоси, бобры.... Зубр - самая крупная купюра. А потом инфляция и новые деньги. Тогда мы перешли на тысячный счет. Теперь мы добрались до миллионов, зато каждый смело может назвать себя миллионером))).

С чердака я принесла чемодан. Теперь мы пользуемся намного более стильными вещами, а если попроще, то спортивные сумки.

 Напоследок показала детям диапроектор и пленки. Последних у нас очень много: с фотографиями и с диафильмами. Пленочным черно-белым фотоаппаратом я еще успела поснимать в подростковом возрасте, даже умела проявлять фотографии, у нас дома имелось все необходимое. Диафильмы мы всегда смотрели с огромным удовольствием, ведь мультики были только по расписанию))).
К сожалению наши проекторы сейчас не работают - нет линз. Но эту проблему я как раз планирую решить в ближайшее время.
А пока Артур изображал мастера, который ремонтирует аппараты.
Вот такое у нас путешествие получилось. Расскажем о нем в Детской галерее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Волшебная осень

Рыцарский день рождения Родиона

В декабре до Нового Года у нас состоялось еще одно очень важное событие - день рождения Родиона. Свои 6 лет он захотел отметить как настоя...