вторник, 17 апреля 2018 г.

Космические приключения

Традиционно каждый год на День космонавтики 12 апреля мы с мальчиками проводим космические игры. Не был исключением и этот год. Мы уже во многое играли, повторяться не хотелось, но космос - это такое пространство, что и игр про него придумать можно великое множество. Первым делом мы, конечно, запускали ракету, иначе в космос не попасть). Ракета у нас из пластиковой бутылки. Со стороны дня скотчем закрепили конус из картона, украсили ракету. В пробке проделали дырочку под размер шланга от насоса. 


Шлак присоединяем к ракете.... И качаем насос. У детей не всегда получалось легко и быстро.


Мои запуски были более удачными))). Ракета летала, мальчишки пищали и пытались заснять ее в полете. Сделали дублей тридцать, пока засняли).


Не обошлось и без строительства космического корабля.


Стулья и покрывало - звездолет готов.


Итак, начинаем наше путешествие в таинственном космосе. В этом нам помогли восхитительные книги Е. П. Левитана из серии "Астрономия для умненьких детей". Мы по очереди изучали книжечки и параллельно играли по теме. В серии достаточно много книжек, мы начали изучение с "Твое Солнышко". И за день разобрались с тремя книгами. Нас ждут еще три, а потом мы продолжим брать их в библиотеке. Рекомендую всем юным космическим путешественникам.


Итак, наше Солнце очень далеко, так далеко, что свет от него доходит до нас лишь за 8 минут, ракета будет лететь несколько месяцев, реактивный самолет 20 лет, автомобиль лет 200 (если бы мог, конечно), а пешком человек все 2000 лет.... И мы решили посмотреть это все наглядно. Выбрали отрезок бумаги равный 20 годам. Рядом с ним поставили самолетик. Небольшой отрезок - несколько месяцев - рядом с ним ракета.


Выстроили бумажную полосу, равную 200 лет - для автомобиля. И начали строить путь для человечка.


Он у нас вышел за пределы комнаты))).


Не обошлось и без путешествия))).


А потом мы решили проверить - 8 минут, за которые луч солнца добирается до земли - это много или мало? Поставили будильник и стали ждать.


За это время дети успели настроить новых дорог и наиграться с путешественниками. 8 минут оказались достаточно долгим временем.


А вот свет с далеких звезд может идти до нас годы и столетия. Например, сияние Полярной звезды, которое сегодня указывает путь путешественникам, было отправлено звездой целых 600 лет назад!
Итак, звезды, объединенные в таинственные созвездия. В разных группах звезд люди видели всевозможные объекты, часто мифологические. Про них сложено много волшебных сказок. Но так ли похожи созвездия на то, что придумали люди давным-давно? У каждого из нас может быть свое видение. Первым делом дети срисовывали созвездия, а потом дорисовывали их. На что, по их мнению, похоже созвездие.


Задача эта не такая простая, как может показаться.
У Родиона вот такая вышла Малая медведица.


А потом он ее превратил.... В булаву.


Артур срисовал Большую медведицу. Да-да, она не совсем ковш), она намного больше, просто ковш - наиболее видимые звезды.


И похоже это созвездие у Артура совсем не на мишку, а на корову!



Вот вариация созвездия Кассиопея от Родиона.


А похожа она у него вот на такой шлем.


Артур срисовал созвездие Ориона.


И у него получился рыцарь. Все же Орион действительно очень похож на бойца))).


Пока Артур осваивал крупные созвездия, Родион перерисовал две звездочки Малого пса и сделал из него воздушного змея).


Настало время познакомиться с планетами. И в первую очередь узнать, как получилось так, что они круглые, не квадратные, не плоские, а именно круглые. Для этого мы создали мини-космос в стакане со спиртом. Капали в него подсолнечное масло.


И масло собиралось в форме шариков!


В спирте они опускаются на дно, когда спирт разбавлять водой, шарики будут подниматься к верху, до тех пор, пока не расположатся на поверхности. Потому с водкой такой номер не пройдет. Итак, шарики круглые,  потому что плотность окружающего пространства (спирта) меньше, чем плотность растительного масла. И масло собирается внутри в комочки- шарики. Спирт давит со всех сторон и получается шарик. Именно такая форма наиболее экономична - при наименьшей площади поверхности вмещает больший объем.  Так и планеты в космосе.


А теперь понаблюдаем, как образовывались планеты. Перемешиваем жидкость в стакане, шарики масла разбиваются на мелкие, а потом начинают сливаться, образуя большие шары. Так постепенно и создавались планеты.


В семье Солнышка три планеты, которые подобны Земле. И хотя они все равно очень-очень сильно отличаются, но они хотя бы твердые))). Мы знакомимся с планетами по книге и создаем мини-миры. Сперва построили меркурий с горами-кратерами. Сухой и жаркй.


Вот такая планета.


Затем сообразили коварную Венеру с пустынями, горами и кислотными дождями. Дождик уксусный, конечно.


Вот такая негостеприимная Венера.


Дело за Марсом. Тут пустыни, горы и лед!


Дети решили, что эта планета самая гостеприимная из всех и позвали обживать ее лего-человечков).


Вот такой Марс.


Каждая планета находится на разном удалении от Солнца, в связи с этим и длина их орбит разная, и время вращения вокруг солнца тоже сильно отличается, получается, что год на разных планетах длиться тоже разное время. И вот родилась идея создать космические паспорта мальчишек. Сколько же лет (месяцев, дней) мальчикам по меркам других планет).
Сперва подготовили сами паспорта.


А потом с помощью нехитрых подсчетов выяснили возраст Артура и Родиона в марсианских, венерианских, меркурианских и прочих годах.
Оформляли наклейками паспорта мальчики позже, когда нашли свой космический приз).



Итак.... Паспорт Родиона.


И паспорт Артура.


Все планеты движутся не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси. Причем оси расположены у них тоже по разному. И в зависимости от того, с какой скоростью вращается планета вокруг себя, такой длины сутки на ней. Самая медленная планета - Венера, ее год короче суток! А самые шустрые - гигантские газовые планеты, например сутки на Нептуне равны 10 часам. И мы поиграли в танец планет. Мальчики изображали планеты: Земля и Марс вертелись у нас со средней скоростью, Меркурий медленнее, Венера еле шевелилась, а Нептун, Уран и Сатурн кружились очень быстро.  


Под конец я задавала мальчикам вопросы, а они должны были выбрать правильный из двух ответов. Почти про все мы говорили, только не успели разобраться с Луной, потому эти ответы я им подсказывала немного. Из двух чисел-ответов дети выбирали верное. НА обратной стороне были написаны буквы. Так, переворачивая карточки, с правильными ответами, дети получали слово, которое можно было прочитать наоборот. Я специально сделала так, чтобы буквы начинались с конца, иначе дети могли догадаться раньше времени, что за слово))).


 Вопросы были такими:

В каком году первый человек полетел в космос? – 1961
За сколько минут солнечный свет долетает до Земли? – 8
Какая температура в градусах у желтых звезд? – 6000
Сколько лет потребуется реактивному самолету, чтобы долететь до солнца? – 20
Сколько км за секунду «пролетает» Земля – 30
Сколько земных суток длится 1 год на Меркурии? – 88
Сколько спутников у Марса? – 2
Сколько звезд одновременно можно увидеть на небе при самых благоприятных условиях – 3000
Сколько земных лет нужно Плутону, чтобы совершить оборот вокруг Солнца? – 250
Какая температура на Луне днем? – 150

В какой году первый человек высадился на Луне? - 1969

Кроме правильных вариантов я предлагала еще и неправильный ответ. Так дети ошиблись в двух вопросах и слово прочли не сразу))).


Ну, а когда разобрались, то в холодильнике отыскали атлас звездного неба и космические наклейки. Именно ими они украсили свои паспорта. А Родион еще создал космический пейзаж.


Впереди у нас будет еще точно много игр по книгам, которые нам еще предстоит изучить.

Расскажу о нашем путешествии в Детской галерее

Kids Link Party, творчество, игры, воспитание, образование, для родителей, для воспитателей, детский сад


http://www.theworldofnursery.com/2016/09/gallery-of-imaginative-play-and-games_12.html

2 комментария:

  1. Как сейчас говорят в восхищении - это просто космос! Очень классно! Особенно понравились дорожки - очень наглядно.

    ОтветитьУдалить

Ура! Весна!

Жаворонки - день весеннего равноденствия

9 марта по старому стилю, 22 марта по новому, а вообще в день весеннего равноденствия отмечаются Жаворонки. Один раз мы выбрали для праздно...